День авиации Военно-морского флота России

День авиации Военно-морского флота России

День авиации Военно-морского флота России

17 июля летчики российского Военно-морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник - День авиации ВМФ России.

Праздник был учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", а дата была выбрана в связи с тем, что 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года была одержана первая победа российских морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.

На борту тяжелого авианесущего крейсера Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов

На борту тяжелого авианесущего крейсера Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов

В этот день четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты от ударов германских самолетов русской военно-морской базы на острове Сааремаа. Во время боя два кайзеровских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Русские летчики вернулись без потерь. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота.

Однако события, связанные с зарождением морской авиации России, происходили задолго до этой даты. С появлением первых боевых самолетов морским специалистам стало понятно значение авиации в вооруженной борьбе на море. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года - первый полет на самолете-амфибии "Канар". Первый в России поплавковый самолет в феврале 1911 года построил инженер Яков Гаккель.

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом.

Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

В 1913-1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полеты русского гидросамолета С-10 Игоря Сикорского.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки. Это объясняется дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.
К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

В июле 1914 года было принято "Положение о службе авиации флота", в котором были изложены основы организации и боевого применения морской авиации России.

Во время Первой мировой войны наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня кораблей и береговых батарей морская авиация стала вести совместно с надводными кораблями действия в море, поиск подводных лодок, прикрытие корабельных группировок и пунктов базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям.

В ходе Первой мировой войны морская авиация сформировалась в самостоятельный род сил Военно-морского флота (ВМС). В 1914-1916 годах на вооружение русской морской авиации поступили летающие лодки М-5, М-9, гидросамолёт-истребитель М-11 конструкций Григоровича, относившиеся к лучшим в мире образцам. Организационно авиация была сведена на Балтийском и Чёрном морях в воздушные дивизии. Четыре корабельных авиационных отряда базировались на авианесущих кораблях.

К 1917 году морская авиация русского ВМФ насчитывала 269 гидросамолётов, летающих лодок отечественных конструкций и колёсных истребителей иностранного производства. Подготовка специалистов велась в созданных в 1915-1917 годах в Петроградской (Ораниенбаумской) и Бакинской офицерских школах, Гансальской матросской школе морской авиации, Морской школе воздушного боя и высшего пилотажа, Офицерском классе морской авиации. В составе Морского министерства России в июле 1917 года было образовано Управление морской авиации и воздухоплавания.

С началом Гражданской войны и военной интервенции в России 1917-1922 годов многие соединения и части морской авиации расформировали или сократили; на базе Воздушной дивизии Балтийского моря была создана Воздушная бригада особого назначения. Отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.

Морская авиация активно участвовала в освоении Северного морского пути; морские летчики и техники составили основное ядро созданной в конце 1920-х годов полярной авиации. Из первых семи Героев Советского Союза, награждённых в 1934 году за спасение челюскинцев, морскими лётчиками были Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Bасилий Молоков и Иван Доронин.

В 1935 году приказом Наркома обороны морская авиация была выведена из состава Воздушного флота и передана в подчинение начальнику Морских сил. С образованием в 1937 году Народного комиссариата Военно-морского флота, морская авиация получила название Военно-воздушные силы ВМФ, став одним из основных родов сил Военно-морского флота СССР. За короткий период ВВС ВМФ значительно выросли и укрепились, и к началу Великой Отечественной войны самолетный парк морской авиации насчитывал около трех тысяч боевых самолетов. В морской авиации появились бомбардировщики, торпедоносцы, истребители и морские разведчики.

В годы Великой Отечественной войны морские летчики уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно-морского флота.

В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую боевую технику. В этот период появились новые рода морской авиации - морская ракетоносная и противолодочная, при одновременном совершенствовании разведывательной авиации. Принципиально новым направлением стало появление корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров.

Современная морская авиация функционально подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, радиоэлектронной борьбы, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную). По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.

Основу морской авиации составляют самолёты и вертолёты различного назначения. Они предназначены для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекаются также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе, воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море.

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полёта, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

В составе ВМФ имеется один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". На нем базируются более 50 самолетов и вертолетов. Помимо типовых многоцелевых истребителей морского базирования Су-33 и Су-25 УТГ "Адмирал Кузнецов" несет вертолеты Ка-29 и их модификации.

Для перевооружения крейсера в 2013 году поступили первые четыре корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ.

В июне 2011 года Франция и Россия подписали контракт на постройку двух французских вертолетоносцев типа "Мистраль" для ВМФ России.

Как ожидается, первый корабль - "Владивосток" - поступит на вооружение российского флота в 2014 году, второй - "Севастополь" - в 2015 году.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.)

Многофункциональный истребитель корабельного базирования МиГ-29К

Многофункциональный истребитель корабельного базирования МиГ-29К

Противолодочные самолеты Ту-142

Противолодочные самолеты Ту-142

Истребители Су-33

Истребители Су-33


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "День авиации Военно-морского флота России" в других словарях:

  • День авиации Военно‑морского флота России — В этот день четыре гидросамолета М‑9 с авианосного судна Орлица Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты от ударов германских самолетов русской военно‑морской базы на острове Сааремаа. Во время боя два кайзеровских самолета… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День авиации Военно-морского флота (ВМФ) России — 17 июля летчики российского Военно‑морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник День авиации ВМФ России. Праздник был учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года О… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День Военно-морского флота РФ — День Военно морского флота (ВМФ) отмечается в России в последнее воскресенье июля. В 2013 году этот праздник приходится на 28 июля. Военно морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII века до… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День Советской Армии и Военно-Морского флота — День защитника Отечества, 2008 год. Путин В.В. на возложении венка к Могиле Неизвестного солдата. День защитника Отечества  советский по происхождению праздник, отмечаемый 23 февраля в России, Украине, и Белоруссии и Приднестровье. Неофициально… …   Википедия

  • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — Авиация военно морского флота ВС России Неофициальная[источник не указан 820 дней] …   Википедия

  • Военно-воздушные силы России — Военно воздушные силы Российской Федерации Эмблема ВВС России Год формирования 1910 Страна Российская Федерация Подчинение Министерст …   Википедия

  • День Воздушного Флота России — профессиональный праздник авиаторов и работников авиационной инфраструктуры страны. Этот день отмечается в Российской Федерации ежегодно в третье воскресенье августа в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День образования радиотехнических войск Военно-воздушных сил России — 15 декабря в Вооруженных Силах России отмечается день образования радиотехнических войск Военно воздушных сил (ВВС). В этот день в 1951 году постановлением Совета Министров СССР была создана служба раннего обнаружения самолетов противника.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День штурмана ВМФ РФ — День штурмана Военно Морского Флота Российской Федерации …   Википедия

  • Военно-Морской Флот Российской Федерации — Военно Морской Флот Российской Федерации …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»